Эрет является основоположником витализма в диетологии, а также зачинателем эритизма. Он утверждал, что обнаружил, что человеческое тело является «воздушно-газовым двигателем», который питается исключительно кислородом, и что диета, состоящая из плодов, некрахмалистых овощей и съедобных зелёных листьев («трав»), которые он назвал «бесслизистой» пищей, является наиболее подходящей для человека. Эрет поддерживал мысль, что здоровье человека определяется состоянием milieu intérieur (рус. внутренняя среда организма), — термин и принцип, введёные Луи Пастером. Он пытался доказать, что бесслизистая пища является ключом к предельному здоровью, и выпустил научный труд под названием «Целебная система бесслизистой диеты».
Ранние годы Править
Эрет родился в 1866 году в Санкт-Георгене (Шварцвальд), Баден, вблизи Фрайбурга, на юге Германии. Его родители были ветеринарами, а бабушка с дедушкой — врачами. Отец был фермером, мастеривший собственное сельскохозяйственное оборудование. Отец и брат умерли от туберкулеза, а мать страдала от нефрита. Увлечениями Эрета были физика, химия, рисование и живопись. Также ему была близка лингвистика, и, помимо немецкого, он мог говорить на французском, итальянском и английском языках.
В 1887 году, в возрасте 21 года, он выпустился из колледжа в Бадене как профессор рисования, и был призван на военную службу, однако уволился через 9 месяцев из-за болезни сердца. После обучения во Франкфурте, он затем преподавал там в техникуме в течение 15 лет. В 31 год Эрету, доктором Густавом Ридлином, был поставлен диагноз: нефрит (воспаление почек). 24 из наиболее уважаемых докторов Европы признали Эрета неизлечимым. Он посетил несколько европейских санаториев для изучения лечебных методик и философии, включая санаторий Себастьяна Кнайпа.
Дальнейшая жизнь Править
В 1899 году Эрет отправился в Берлин для изучения вегетарианства, где посетил 20 вегетарианских ресторанов, а также кооператив Лебенсреформ в «Эдеме», — вегетарианской фруктовой колонии в Ораниенбурге. Он прошёл университете курсы медицины, физиологии и химии, исследовал природные способы исцеления, а затем прошёл курсы по натуропатии, физической культуре, антимедицине, магнитному и психическому исцелению, Христианской науке и реформистским движениям. Тем не менее, оставаясь с недугом, он отправился в Ниццу, во Францию, где сидел на фруктово-молочной диете, так как не был ещё уверен в действенности голодания.
По возвращении в Германию он вернулся к «нормальной еде». Следующей зимой Эрет, вместе с французским велосипедистом Питером, совершил поездку в Алжир, где экспериментировал с голоданием и фруктовой диетой. В отчаянной попытке исцелиться, Эрет решает полностью прекратить приём пищи, и с удивлением обнаруживает, что он, вместо истощения, наоборот — начинает чувствовать небывалый прилив сил и жизненной энергии. Эрет утверждал, что благодаря новому образу жизни, он не только самостоятельно вылечился от всех своих болезней, но и был теперь способен творить чудеса физической выносливости, включая тысячемилевую поездку на велосипеде из Алжира в Тунис, которую он совершил с тренированным легкоатлетом в течении 14 дней. Вернувшись в Германию, Эрет встретил озадаченную сестру, которая отговаривала его от продолжения голодания. В 1909 году Эрет написал статью, осуждающую «теорию метаболизма».
В отдельном путешествии по южной Франции и северной Италии Эрет непрерывно шёл в течение 56 часов, пока не достиг острова Капри (который, по утверждению секретаря Эрета, Аниты Бауэр, он рассматривал как «остров блаженных») вместе с одним из своих последователей по имени «господин Б» 1881 года рождения, которым, как считают некоторые эретисты, был Пол Брагг. Затем они взяли лодку в Египет, путешествовали по Палестине, Турции, Румынии, Венгрии и Австрии, практикуя свою систему. Также он якобы побывал в Персии и Индии.
Прибытие в Америку Править
27 июня 1914 года, незадолго до начала Первой мировой войны, Эрет отбыл из Бремена в Соединённые Штаты, чтобы посетить панамско-калифорнийскую выставку и попробовать местные фрукты. 6 июля 1914 года он прибыл на Остров Эллис на борту трансатлантического лайнера George Washington. Затем он отправился в Калифорнию, которая была ему особо интересна из-за садоводческого возрождения благодаря таким ботаникам, как Лютер Бербанк, который позже отдал дань Эрету. В то время Калифорнийский университет владел крупнейшим в мире собранием редких фруктов. Война помешала возвращению в Германию, и Эрет поселился в городе Маунт-Вашингтон, где он готовил рукописи и дипломы в своих садах. Бенедикт Ласт распространял книги Эрета, Кнайпа, Кюна, Джаста и Энгельхардта в США, включая Kranke Menschen (рус. «Больные люди»), который был бестселлером. Эрет работал в ластовском Санатории Янгборн в течение 5 лет. Доктор Карл Шульц, основоположник натуропатии в Калифорнии, владел двумя санаториями и учебными заведениями. Эрет продолжил тенденцию, открыв санаторий в Альгамбре, Калифорния, прежде чем приступать к лекционному турне. Курс по «целебной системе бесслизистой диеты» стал книгой для студентов, состоящей из 25 уроков, а позже — его важнейшим трудом. Эрет также разработал и выпустил на рынок слабительное внутреочистительное средство на травах.
Смерть Править
Всего через две недели после завершения «Целебной системы бесслизистой диеты», 9 октября 1922 года, он закончил серию из четырёх лекций под названием «Здоровье через голодание» и виноградном методе лечения в конференц-зале гостиницы Angeles Hotel на пересечении Пятой авеню и Спринг-стрит, где «по меньшей мере, сотне людей не хватило мест». После лекции, между 23:00 и 23:30, Эрет, в возрасте 56 лет, упал, разбив голову. По мнению делового партнёра и издателя Эрета, доктора Фреда Хирша, он шёл быстрым шагом по мокрой улице во время тумана, подскользнулся в луже разлитого машинного масла и упал, ударившись головой. Хирш не был свидетелем падения, но обнаружил Эрета лежащим на улице.
Некоторые эретисты высказывают сомнения по поводу официальной причины смерти Эрета, в их числе немецкий издатель 1920-х годов Карл Кюн, усомнившийся в том, было ли падение Эрет несчастным случаем. Оглушительный успех «Целебной системы» Эрета вместе с его влиятельным и радикально новым образом жизни, ставящим под вопрос существование медицинскую и сельскохозяйственную промышленности, и его трудов по вопросам религии и семьи считались спорными. В течение десятилетий после смерти Эрета, Фред Хирш много судился с представителями медицины касательно слов «слизь» и «внутреочистительное слабительное».
В статье Сильвии Солтман «Что в действительности произошло с Арнольдом Эретом?» записано 21 октября 1927 года как дата смерти Эрета. Солтман утверждала, что жена Фреда Хирша, Луцилла, рассказала о загадочной даме, возможно, Аните Бауэр, заявленной автором биографии об Эрете под названием «История моей жизни», согласно которой, Эрета в тот вечер сопровождал Хирш. Солтман пришла к выводу, что Эрет поскользнулся в своей новой обуви в луже разлитого автомобильного масла на улице в туманную ночь. Незначительно отличалось описание Бенедикта Ласта, издателя Эрета в Америке до Фреда Хирша, утверждавшего, что Эрет «спешил на железнодорожную станцию, чтобы сесть на поезд до своего дома в пригороде Лос-Анджелеса». На нём была пара новых туфель, ещё не выработанное умение ходить в которых и послужило причиной падения.
Другая теория гласит, что в ту ночь Эрет на самом деле был с доктором медицины из Лос-Анджелеса Джоном Декером, и страдал проблемами с сердцем из-за употребления кофе. Однако Эрет неприемлел кофе, а также алкоголь и табак, и называл их «ядами» в своих произведениях, даже несмотря на то, что во время своего визита в Египет, он рассказывал о местных жителях, которые в больших количествах курили табак и пили кофе, но при этом ели лёгкую вегетарианскую пищу и не страдали от болезней западных европейцев.
На следующий день после того, как Хирш заказал медицинский отчёт, составленный под наблюдением окружного следственного управления Лос-Анджелеса, который подтвердил перелом основания черепа в качестве причины смерти. Эрет был кремирован и похоронен на кладбище Форест-Лаун в Глендейле, Калифорния. Его прах находится в бронзовом жёлуде на Колеусовской террасе. Свидетельство о смерти находится в ЗАГС города Лос-Анджелеса (англ. Los Angeles County Recorder's Office).
Наследие Править
В течение 65 лет Фред и Луцилла Хирши издавали труды Эрета. Символ в виде факела, найденный в книгах Эрета стал логотипом Оздоровительного клуба «Эрет». В 1979 году Издательское общество имени Эрета в Нью-Йорке, унаследовавшое публикации и архив неопубликованных немецких рукописей о природных способах лечения, природной диеты, физиологии, истории, философии, религии, метафизике, духовности, и в том числе «Асконские лекции» Ницше «О здоровом человеке». Пятистрочная поэма под названием «Эретизм», также находящаяся в архиве, появилась на сайте Собрания бретарианцев. Также в архиве появилась фотография Фреда Хирша с Альбертом Эйнштейном.
В 2002 году доктор Людвиг Макс Фишер, профессор немецкого языка из Уильяметтского университета (Сейлем, штат Орегон) и сторонник учения Эрета, перевел книгу «Больные люди» со старонемецкого на английский. В книге представлены новые фотографии Эрета, его свидетельства о рождении и смерти и рекламное объявление в газете Los Angeles Times от 8 октября (за день до гибели), рекламируя последнюю «бесплатную лекцию».
Взгляды на болезнь Править
Эрет утверждал, что гное- и слизеобразующие продукты являются причиной заболевания человека, schleimlose (рус. бесслизистая) пища являются ключом к здоровью человека, а голодание (или просто меньшее употребление пищи) — это всемогущий природный способ очищения тела от последствий неправильной и слишком обильной еды. Английский термин mucus (рус. слизь), глико-белковая кислота, происходит от греческого myxa (рус. гриб). В 1812 году Уильям Каллен упоминает слизь как «маслоподобную субстанцию», а в 1877 году Густав Шликайзен ссылается на подкожный слой слизи человека в своей книге Obst und Brot (рус. «Фрукты и хлеб»). Это вещество было названо «муцин» Теофилом де-ла-Торре в 1950-е, «слизистой» Моррисом Кроком в 1960-е, «уплотнёнными каловыми массами» Норманом Уокером в 1970-е, «слизеподобным веществом» Робертом Греем в 1980-е годы, «слизевым налётом» в 1990-е. В 2000-е годы Дэниэл Рид вернул термин «слизь». Кроме того, Грей также ввёл различие между вредной и безвредной слизью, и пояснил, что некоторые вещества оставляют внутри тела осадок, который тело закупоривает в слизь, в отличие от фруктовой диеты.
Лечебное голодание Править
В 1907 году Эрет, живший в то время во Фрайбурге, посетил Монте Верита, — поселение «жизни на природе» в Асконе, вблизи озера Лаго-Маджоре, в числе посетителей которого были Ленин и Троцкий. После сотрудничества с Анри Оденкувеном, владельцем санатория в Монте Верита, Эрет открыл санаторий в Асконе, Швейцария, и ещё один «Фруктово-голодательный санаторий» недалеко от Лугано, оказывая лечение тысячам пациентов, считавшихся неизлечимыми, и параллельно работая над одной из своих книг в Локарно. Около 1909 года, Эрет был занят серией публичных лекций, а также голоданиями под наблюдением немецких и швейцарских чиновников.
В течение 14 месяцев Эрет голодал 126 дней без еды. Он провёл одно голодание длительностью в 21 день, одно в 24 дня, одно в 32 дня, и одно в 49 дней: последнее он начал 26 июня 1909 года в Кастанском музее восковых фигур в Кёльне, под наблюдением представителя Императорского двора. В 1909 году он проголодал, в общей сложности, 105 дней. В 1910 году он написал статью для немецкого вегетарианского журнала о своём опыте 49-дневного голодания, которая привлекла общественный интерес, и которая позднее появилась в его книге Lebensfragen (рус. «Вопросы жизни»).
Научные заявления Править
Осудив теорию азотно-белкового обмена веществ в 1909 году, Эрет начал изучать в 1912 году труды современного ему доктора Томаса Пауэлла, который сошёлся с Эретом во мнении, что «виноградный сахар» (простые сахара в плодах и овощах), а не богатые белком продукты, является идеальным топливом, строительным материалом и проводником жизненной силы для человека. Пауэлл изложил свои убеждения в книге Fundamentals and Requirements of Health and Disease (рус. «Основы здоровья и болезни»), изданной в 1909 году. Эрет утверждал, что щелочная пища, которая также является бесслизистой, образует естественную диету человека. Его находки касательно уровня pH пищи поддержали химики Юлиус Хенсель и швед Рагнар Берг. В 1911-12 годах Эрет проводил семинары и конференции в Германии, Швейцарии и Монако касательно своих открытий, усиленные поддержкой доктора Каца, владельца центра природного оздоровления в Штутгарте, написавшем об Эрете в журнале Lebenskunst (рус. «Искусство жизни») в 1911 году.
Религиозные взгляды Править
Вместе с сестрой Эрет получил католическое воспитание. Он верил в Бога, но не был согласен с требованиями Церкви касательно пищи, о чём писал Папе Римскому. Впоследствии он отлучился от Церкви, хотя его вера в Бога осталась. После смерти Эрета архиепископ Лос-Анджелеса, осведомлённый о его взглядах касательно Христа, написал Фреду Хиршу, что он запретил бы католикам читать рукопись Эрета, затрагивающую тему религии, если бы она была издана. До этого Эрет, из-за крепкой традиции голодания (пощения) среди Церкви, был в дружеских отношениях с епископом и католической братией.
Согласно Хиршу, в неизданных книге Эрета об Иисусе Христе и письме к Папе, Эрет описывает своё убеждение, что Христос не умер на кресте, а был снят с него живым и возродился благодаря травам и мазям. Эрет считал, что предлагаемая им диета ведёт к полному воссоединению с Богом.
Диетическая система
Критика Править
Книгам Эрета характерный ненаучный разорванный, эмоциональный стиль изложения, бесконечно повторяющиеся утверждения об ошибках медицины, тем не менее не подтвержденные фактами.
Сердце и легкие в физиологии человека по Эрету Править
Эрет заявляет, что органом, обеспечивающим движение крови по сосудам, является не сердце, а легкие. По его мнению, легкие двигают кровоток, а тот в свою очередь заставляет сокращаться сердце, являющееся всего лишь клапаном. Эрет доказывает это тем, что усиленное дыхание вызывает повышение частоты сердечных сокращений. Однако если задержать дыхание, то число сердечных сокращений тоже возрастет. Любая гипоксия, связана ли она с гипер- или гиповентиляцией легких, вызывает повышение ЧСС. Связано это не с механической деятельностью легких, а с изменением газового состава крови, то есть с нервно-гуморальным механизмом регуляции сердечной деятельности. Кроме того, Эрет утверждает: как только в кровоток попадает стимулирующий яд, например алкоголь, скорость сердца увеличивается; если же в кровоток вводится яд, парализующий нервную или мышечную систему, например дигиталис, скорость сердца уменьшается. На самом деле алкоголь является средством не стимулирующим, а напротив, угнетающим нервную систему. Увеличение ЧСС происходит рефлекторно как ответ на расширение сосудов, вызванное приемом алкоголя. Сосуды же расширяются из-за воздействия алкоголя на сосудодвигательный центр продолговатого мозга.
Эрет утверждает, что согласно общепринятой физиологии сердце управляет кровотоком, что является искажением. Согласно современным научным представлениям, сердце не управляет кровообращением, оно обеспечивает ток крови необходимой интенсивности по сосудам. Деятельность сердца регулируется многими механизмами, которые делятся на внутрисердечные и внесердечные.
Слизь Править
По Эрету слизь — причина всех болезней. Даже заикание согласно его теории происходит из-за слизи. Тут явная отсылка к Гиппократу: тот считал, что причиной заикания является накопление влажности в головном мозге. Эта слизь хранится, в крови, и слизь эта — белые кровяные клетки — лейкоциты. Их Эрет называет ненужным мусором, забивающим кровеносные сосуды, который «старая физиология» ошибочно считает живыми клетками, выполняющими защитную функцию. В доказательство своей правоты Эрет приводит факт, состоящий в том, что количество лейкоцитов, увеличивающееся при болезни, увеличивается и после приема белковой пищи.
Действительно, после приема пищи (любой, а не только белков